Аннотация: в представленной статье на основе полевых материалов рассматривается культура поведения и этикет, также и особенности общения во время взаимопомощи, в некоторой степени освещенной в научных статьях автора. Вызванный изначально хозяйственной необходимостью обычай взаимопомощи «белхи» у чеченцев сохранился вплоть до настоящего времени. Через «белхи» закреплялись и передавались производственные навыки, нормы поведения, происходил обмен знаниями между представителями старшего и младшего поколения. Этика предъявляла и определенные требования к пришедшим на «белхи». Молодежь, как девушки, так и молодые парни, должны были придерживаться определенных правил поведения: стараться беспрекословно выполнять поручения старших, прислушиваться к их советам, не пререкаться, не поучать старших, не вступать с ними в разговор по своей инициативе и т.д. «Белхи» было местом не только общения людей разного возраста, но и школой трудового и нравственного воспитания, где происходил обмен знаниями, закреплялись и передавались производственные навыки и нормы поведения. На «белхи» молодежь могла проявить свои способности и завоевать репутацию завидного жениха или невесты. Этика предъявляла и определенные требования к пришедшим на «белхи».
Считалось неэтичным работать плохо, спустя рукава. Также на «белхи» могли подвергнуть насмешкам нерадивого, ленивого. Среди пришедших на «белхи» могли быть острословы, шутники, которые высмеивали ленивых работников. Нормы и правила этикета требовали от участников «белхи» работать с полной отдачей, здесь присутствовал дух соревновательности — «яхь».
Ключевые слова: культура взаимопомощь, общение, этикет, девушки, женщины, мужчины, общественные нормы, работа, трапеза